ЛЕВ ГОНЧАРОВ (lgfoto) wrote,
  • Music:

SONIC YOUTH / звонница

moscow 1989

english translation

271.09 КБ


Почему-то у меня все большие посты - по 54 кадра. Сплошной покер, уже третья колода пошла.

Эта плёнка - яркая (даже слишком) иллюстрация того, что получается, когда профессиональная аппаратура попадает в руки дилетанта. Сперва я пользовался Зенитом со стандартным объективом и без вспышки, которую не любил и не имел. Снимал при открытой диафрагме с длинной выдержкой на плёнку 250ед. Затем, почитав учебники, стал экспонировать ее как 1000ед и вытягивать самодельным глициновым проявителем (недавно узнал, что глицин продаётся ещё и в аптеках как лёгкое снотворное, т.е. функция сходная - "проявление снов"). Но оба способа давали до 80% брака.

А тут приятель подкинул телеобъектив с фокусным расстоянием в 4 метра (телескоп, считай) - старый, "ломовский", весом и размерами напоминавший противотанковый снаряд (я им зарядку делал). И предупредил: "Ты только с ним в менты не попадись - он с "Мосфильма" спизженный, пронумерованный". На что я предложил номера перебить.

Но оказалось, что снимать им в зале без вспышки невозможно, и пришлось одолжить её у Майкла Чернушника. В результате я не сумел правильно высчитать все параметры (и не скоро ещё научился), вспышка наложилась на свет фонарей, и лица вышли все белые, как видите. Хотя музыке Соник Юз эти контрастные снимки, по-моему, соответствуют.


190.85 КБ


177.93 КБ


224.61 КБ


199.26 КБ


175.91 КБ


208.35 КБ


173.72 КБ


200.23 КБ


250.96 КБ


191.44 КБ

В те годы к нам уже начали заезжать кой-какие гастролёры, но больше всё либо старпёры (Юрай Хип), либо маргиналы (какой-то советско-датский рок-фестиваль). Я ходил выборочно и из близкородственных СЮ коллективов сходу назову два: MDC и The Еx. Любимая группа К.Кобейна исполняла птушный жлоб-метал, а вот голландцы Экс (шумовой авангард такой) были очень хороши, я даже про них какую-то восторженную заметку написал (но не снимал, к сожалению). Вроде, они на прошлом СКИФе выступали.

В 89 году Соник Юз отыграли по паре концертов в Питере и Москве (в гостиннице Орлёнок). Раньше я их не слышал, знал лишь, что это некое модное "инди".

В первом отделении был почему-то Вова Синий. Потом на сцену вынесли цинковые ящики и стали выгружать из них электрогитары в преогромных количествах, причём валялись они там как кильки в банках, без всяких чехлов. Я тогда больше интересовался запилами Хендрикса и понятия не имел ни о каких альтернативных настройках (хотя и подметил, что за весь концерт они не взяли ни одного нормального аккорда), поэтому просто пялился на все эти битые, замотанные скочем винтажные Ягуары, Джазмастеры и Телекастеры, гадая, зачем их столько. Среди них с удивлением обнаружил гедеэровскую Этерну Делюкс - Мур стучал по ней барабанной палкой. (Говорят, несколько лет назад у них угнали всю коллекцию вместе с автобусом. Так что, если у кого есть ненужная Этерна...)

Разумеется, они довольно долго настраивали своё хозяйство, зато потом со сцены пошёл такой ЗВУК, какого я не слышал никогда - ни до, ни после. Это было силовое поле, сплетённое из миллиона обертонов, колких и бъющихся, физически затягивавшее в себя всё вокруг. Возникло странное чувство соучастия в общем действе, мы вроде как плыли в этом звуке, и совсем неважно было, кто именно его издаёт. И это не имело ничего общего с привычным урловым "энергообменом" на рок-концертах ("Шай-бу!" - "Я не вижу ваши руки!"). Они не корчили из себя героев, не заигрывали с залом и совершенно не пытались преодолеть пресловутую "четвёртую стену", об которую артисты и публика с криками "Мы вместе!" постоянно разбивают себе лоб - поскольку она полностью отсутствовала.

Правда, недавно я посмотрел фильм об их европейском туре начала 90х в сопровождении гранжевых групп ("Yеar the punk broke", кажется), там они мне меньше понравились. Мур ведёт себя малоадекватно (возможно, под влиянием сильно дуркующей сиэттлской тусовки), пугая прохожих из окна гостинницы в матюгальник каким-то бредом про инопланетян, и пристаёт к немецким первоклассницам с расспросами, слушают ли, мол, те американский панк-рок. Правда, говорят, они тогда торчали. (Кстати, о Сиэттле - когда я в начале 90х услышал Мадхани, то всё пытался вспомнить, где же видел это слово. Теперь вот оказалось, что у Мура на майке.)

Сам я постпанком переболел довольно быстро, поскольку вырос всё-таки на более старой музыке. И единственное, что у меня осталось от 80х - Смитс и Соник Юз. А после них из настоящего появились только Портисхед (точнее даже их певица Бетт Гиббонс). Всё остальное измельчало как-то. (Хотя "Godspeed You! Black Emperor" вроде ничего.)

Сониками мы тогда сильно увлеклись, а альбом "GOO" многие до сих пор числят среди любимых - Усов, скажем (по-моему, у него я тогда и брал кассету переписать. Кстати персонажи с обложки чем-то Борьку с Настей напоминают). Я оттуда "Tunic" часто слушаю - очень красивая и трагичная песня, посвящённая памяти певицы Карен Карпентер.

Но из альбомов мне больше "Daydream Nation" нравится (похоже именно его они тогда играли в Москве) - очень пространственный, свободный и поражает своей изобретательностью. Скажем, в "Rain King" всё время мерещится духовая секция, но сымитирована она настолько тонко - как намёк - что нет полной уверенности, что именно её они имели ввиду. Абсолютно импрессионистский приём.

Поздние записи мне менее интересны (как-то приелся этот звук), я даже не все их слышал.

Под влиянием СЮ я, было дело, и сам стал настраивать 2 свои чешские Йоланы в интервалы типа тритона или секунды - чтоб аж в ушах звенело. Однажды даже вычитал где-то, что Гленн Бранка (у которого Соники начинали) настраивал гитары на основе обертонового ряда, с логарифмической линейкой вычисляя скорость биений между диссонирующими частотами, и с учётом этих биений выстраивал ритм композиции. Дай, думаю, и я попробую! Достал из стола дедову линейку, повертел, но так и не поняв, как ей пользоваться, положил обратно. А Бранка теперь сочиняет чудесную симфоническую музыку.

По структуре их песни довольно примитивны. Гармония - либо 2 аккорда, либо отсутствует вообще (Ранальдо говорит, что обычно они не понимают даже мажор это или минор), вместо мелодий - короткие мотивчики-попевки, да и поют они так себе. Короче, как говорится, "не делают из музыки литературу" (скорей уж, параллельное кино) - всё держится на ритме и игре обертонов. "Я никак не могу понять, зачем мы возимся с этими странными настройками, ведь все наши песни можно играть в нормальном строе. Но каждый раз, когда я пытаюсь это делать, получается обычный хардкор"(Мур). Это ритмо-тембровая музыка, по сути очень родственная колокольному звону.

Эх, затащить бы их на какую-нибудь колокольню и послушать, что из этого получится. Колокол - своеобразный "слуховой микроскоп", чем больше слушаешь, тем сильнее обостряется слух. Отчётливо в каждом ударе слышны три основных тона, но по мере вслушивания начинаешь различать их гораздо больше (великий русский звонарь К.Сараджев различал в октаве 1701 звук (121 диез и 121 бемоль от каждой ноты) - правда и умер, к сожалению, в сумасшедшем доме), гармоники сталкиваются, вибрируют, порождая новые и новые звуки - всё зависит от количества колоколов в подвеске и мастерства звонарей. Интересно слушать затухание больших колоколов - звуки как бы замедленно проходят чередой, выплывая один из под другого. Слушать музыку в записи (особенно, магнитофон) после этого невозможно ещё долго - звук явно "плывёт".

Я переслушал довольно много московских звонниц и убедился, что наиболее хороши невысокие колокольни, расположенные в укрытых от городского шума местах. Вот 3 любимые: Казанская на Красной площади ("родная" подвеска, сохранившаяся в Кремле), Спаса Преображения на Песках (колокола снесённого Страстного монастыря) и Сергия в Крапивниках (новая подвеска, отлитая в Тутаеве по старинной технологии). А вот с большими колоколами проблема - их всегда было мало (дорого), кроме того висят они обычно на высоких колокольнях, а высокие надо слушать издали. В Москве это практически невозможно - всё забивает шум машин. Мы с отцом пошли как-то в Кремль на Пасхальный звон, но нас туда не пустили, и мы решили слушать снаружи. Так вот, снаружи Иван Великий почти не слышен. А ещё 100 лет назад на всю Москву звенел - тогда она была тихая и малоэтажная. Внутри же Кремля совсем другое дело, правда, Большой Успенский вы скорее всего не услышите (его стараются не долбить, берегут для потомков), но и 2000пудового Реута хватает - вся Соборная площадь трясётся.

Самому мне довелось звонить лишь однажды, зато аж на самом Храме Христа Спасителя - зашёл к знакомому звонарю, а у них в команде заболел кто-то, и меня поставили отбивать слабую долю в 100пудовый колокол. Странное ощущение - как будто это он в тебя звонит, непонятно, как твои действия приводят к ТАКОМУ результату.

(Но вот благовестник у них, кстати, плоховат - имеет отчётливый кастрюльный призвук. Хотя специалисты говорят, что, может, отвисится-обобъётся - лет через 30.)

В.Н.Ильин называл колокольный звон "звучащей софийностью материи" (ответ неорганической материи на Божественный зов).

А Игги Поп как-то заметил: "Мы дошли до поклонения машинам. В 70е я мог часами слушать вой усилителя". (торчать надо меньше)

Думается, что в случае СЮ истина где-то посередине. "Софийность" их звука, конечно, весьма относительна, но и машинами назвать эти старые инструменты язык не поворачивается - в них определённо есть душа. И Соники хороши тем, что душу эту не похищают, а дают материи звучать как есть - их музыка сложена из звуков дерева, металла, кремния, картона и (хороша материя!) вакуума. Если Бог создал мир из ничего, то в игре через ламповый усилитель есть что-то от сотворения мира. Или даже - раз Бог абсолютно нематериален, то звук радиолампы тем божественней, чем больше в ней пустоты. А русский вакуум - самый пустой в мире, поэтому весь мир играет на старых советских лампах. Китайцы же, не ведающие, что значит НИЧТО, делают их (по нашим же чертежам) очень плохо.


204.29 КБ


182.46 КБ


242.97 КБ


258.64 КБ


178.41 КБ


72.23 КБ


174.84 КБ


205.02 КБ


193.10 КБ


192.96 КБ


182.26 КБ


155.43 КБ


190.44 КБ


272.68 КБ


270.09 КБ


185.84 КБ


236.57 КБ


255.55 КБ


216.41 КБ


251.00 КБ


245.74 КБ


224.33 КБ


253.06 КБ


213.93 КБ


196.78 КБ


209.45 КБ


185.34 КБ


232.05 КБ


242.88 КБ


194.68 КБ


215.68 КБ


223.21 КБ


202.21 КБ


193.58 КБ


240.00 КБ


252.44 КБ


254.01 КБ


210.04 КБ


246.71 КБ


156.84 КБ


155.05 КБ


124.77 КБ


К сожалению, на том концерте наше единство и соучастие было разрушено - кто-то из орущей перед сценой толпы кинул в Ким Гордон пивной банкой, - скорей всего, без злобы, для драйва. Муру такое обращение с супругой не понравилось, он притормозил свой Ягуар и с разбега ударил в толпу тяжёлым армейским ботинком. Панки оскорбились и полезли бить Мура. Из-за кулис тотчас выскочили несколько человек, встали по краю сцены и начали месить толпу ногами. Я даже решил сперва, что они охрану с собой возят, но оказалось, что это организаторы вступились (никаких секьюрити тогда ещё не было). Довольно долго это продолжалось, но отснять я не сумел, т.к. кофр со сменным объективом находился где-то в зале среди дерущихся. Вдруг на сцене появился какой-то человечек, упал рядом с барабанами Шелли и с дикими воплями стал бить всеми конечностями и головой об доски. И глядя на него, все постепенно перестали драться почему-то.

Этот случай хорошо иллюстрирует разницу менталитетов. У нас "покупатель всегда прав", артиста можно обидеть, а он ответить права не имеет. Кто-то хорошо вспоминал про танцы 70х: "Если группа нравилась, то кирпич, перед тем как кинуть на сцену, заворачивали в телогрейку..." А Соники не чувствуют себя "артистами", все на равных, четвёртой стены нет.

Ким, кстати, держалась абсолютно по-королевски, с высоты поглядывая на осаждавших, а когда все унялись наконец, фыркнула что-то типа "Блин, шмалью тянет!.."

Доиграли они совершенно спокойно, но никакого единства, конечно, уже не было.

Мы вышли оглушённые и подавленные, все молчали, только я что-то бормотал, подбирая эпитеты, на что Янка, помню, заметила: "Да не надо никак это называть". Теперь вот назвал...

Очень многих из тех, кто был на том концерте, уже нет. Янка, Таня Диденко, Смит, Майкл Мочалин, Димка Даун, Саббат, Нина, ещё кое-кто. Я как-то решил подсчитать, сколько народу из нашего круга умерло только за 90е годы. Сходу написал 100 человек (думаю, Умка или Ник назвали бы по 300). Средний возраст - 27 лет, среди причин смерти на первом месте несчастный случай, потом уже самоубийства, наркотики и т.д.

Завтра Соник Юз играют в Москве опять, хотя "опять" здесь звучит странно, т.к. предыдущий раз был в другой стране и другом тысячелетии.


252.00 КБ





PS. Кстати, чуваки, если кто знает, как пересечься с ними завтра в Москве, напишите мне на colterr @ mail.ru у меня для них ценный подарок есть, а то на концерт, боюсь, меня с ним не пустят (там охрана злая).
Всевидящее Око
Tags: bells, gitarren, sonic youth
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 104 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →